Я работала с детьми задолго до рождения моей собственной дочери. Мне кажется, на третьем курсе соцфака у нас еще не было детской психологии, а если и была, то на уровне теории. И тут мне предложили поехать вожатой в лагерь с неполными отцовскими семьями (дети без мам). 21 день в палатках у озера Белое дали мне главный принцип взаимодействия с детьми: Чтобы понять ребенка, стань ребенком.
Если мы хотим взаимодействовать, а не подавлять и запугивать, важно вспомнить КАКОВО быть ребенком. Снимите корону взрослого и умного и встаньте на колени. Примерно с этой точки вы будете видеть мир. С маленькими –встаньте на четвереньки. С младенцем лягте на пол.
После неполных отцовских семей, у меня был опыт работы с подростковыми депрессиями и собственный курс детской йоги. И каждый раз я убеждалась, как важно не управлять, а сопровождать ребенка. Смотреть, впитывать, слушать, пробовать, играть.
Не пытаться воздействовать логикой :Ты, что не понимаешь, на улице холодно и руки замерзнут! Немедленно одень варежки!
Очень важно понять, что у ребенка просто не созрели те отделы мозга, которые отвечают за цифры, логику и планирование. Он здесь и сейчас. Ему непонятно как это «наклонись вправо, опусти лопатки»! Взрослые то не могут этого понять. И тогда на помощь приходит игра. И образ.
Дети отлично осваивают навык, когда обучают других. Не когда вы показываете как мыть пол, а когда просите его «научи меня» или когда дети в группах учат друг друга. Ваша же роль сводится к тому, чтобы подсказывать и предлагать варианты, если что-то идет не по плану. Помните: ребенок исследует мир, а не учит правила.
Ну как? Интересно? Согласитесь, что это отличается от классического «крикнуть, шлепнуть, заставить»!
Я подготовила для вас выдержки из работы Г.Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» и список книг для родителей, кто хочет лучше узнать каково это быть другом, а не воспитателем(здесь должен быть суровый смайл) своему ребенку.
*
Концептуально мы (авторы книги) определяем свой подход как психологическое сопровождение естественного развития ребенка и в основание его кладем следующие положения:
- естественное развитие детей первично, а циркуляры, задачи и цели взрослых вторичны; поэтому в рамках нашего подхода ”ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать свою программу для ребенка »уместной”, интересной и желаемой для него;
- социо-культурное развитие ребенка идет через его соприкосновение со средой и самостоятельное освоение этой среды; взрослый не транслятор и даже не носитель этой среды, он ее элемент и он может осваивать среду наравне с ребенком, сопровождая, увлекая его дальше, глубже, сложнее;
- в качестве критериев оценки нашей работы с детьми мы видим развитие индивидуальных качеств с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов и неиссякаемым желанием собственных открытий во всевозможных сферах деятельности.
В соответствии с методическими основаниями мы видим в работе с детьми следующие цели и задачи:
- сохранить естественные механизмы развития ребенка, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение,
- так составлять программы работы с детьми, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным: материалом, заданиями- инструкциями, временем, местом проведения занятия и др.
- сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.
Согласитесь, что желание вырастить своего малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым – мечта каждого взрослого. Только вот очень часто, руководствуясь своими представлениями о здоровье, гармонии и счастье наших детей мы непоправимо насилуем естественную природу детства.
"Он у нас такой худенький” ,- беспокоимся мы и превращаем ребенка в узника манной каши и котлет; "Она такая бледненькая”,- и вот только однообразные ”моционы на воздухе” заменяют ребенку необозримый мир детских игр и забав; ”Ах, как он устает от общения с детьми”,- и степенная бабушка заслоняет собой ребенка от его шумных и неугомонных сверстников.
Это, конечно, примеры крайностей, но они делают очевидным, как мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, во всяких обыденных мелочах заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда при всем большом желании взрослых вырастить здоровых и жизнерадостных детей, мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых, ”хулиганов”; безответственных или неуверенных, озабоченных вечными тревогами, страхами; хронических неудачников или просто невротиков; а еще таких, которые лишены интеллектуальной инициативы, познавательных интересов и способностей к творчеству, созиданию.
Но как же избежать этого? Что нужно делать, чтобы не только мечтать о счастливом будущем своего ребенка, но и создавать это будущее каждый день и час?
Многие, наверно, усомнятся, что В чьих-то силах обмануть судьбу: "Одному просто на роду написано счастье, а другому - несчастье. И ничего с этим не поделаешь.” Но все-таки даже такие скептики не станут отрицать, что ‘у всякого счастливого человека - особый, счастливый склад личности, А это уже не только от судьбы зависит, но еще и от нас с вами, от воспитания и условий развития.
Здесь мы рискуем услышать раздраженные голоса умудренных дедушкиным опытом: ”Меня в детстве держали в строгости, и ничего: вырос нормальным человеком. Отца и деда так же воспитывали, и все выросли достойными людьми. А что вы можете еще сказать нам нового о воспитании?”
Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, ее свободной сущности, то можно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой все только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким ”беспомощным” человеком, а лучше пытаться сделать так, чтобы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, все более способным к творчеству и все менее способным ко злу. Может быть в этом природный смысл присутствия Взрослого рядом с Малышом в процессе его роста - защищать, любить и принимать таким, каков есть, понимать, приходить на помощь, содействовать, сопровождать.
При этом не только дети обретут условия для гармоничного психического и интеллектуального развития, но и взрослые помогут самим себе: научатся терпению и терпимости. Но этому нужно захотеть научиться!
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям (ребенку), с которыми вы хотите заниматься. Если по каким- то причинам вашим детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так..
Если не знаете, как воздействовать - остановитесь! В процессе занятий с детьми (одним ребенком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести . занятие так, как-будто ничего не произошло, либо просто пресеките всякое свое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чьей-то помощью понять это происшествие.
Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию, - они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями.
Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия. Настраивайтесь перед занятием, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заражайте их радостью, светом, теплом!
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие; во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы - образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то ПОМОЧЬ, кого-то больше подбодрить.Избыток вашего внимания Или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит - навредить ему.
Где найти ребенку тот оазис безусловного тепла, поддержки, признания его таким, каким он есть - маленьким, неуклюжим, беспомощным - равным себе и другим - таким же значительным и любимым? Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: >Не так, не такой, не туда и т.д.” Как тяжело им и ТРУДНО выстоять, защитить И сохранить положительное представление 0 самих себе. А без этого не будет у них психического здоровья, гармоничного развития.
Перестанем же давать оценки детям - как отрицательные, так и положительные.
Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например, сказать ”как сияют глазки у Колиного зайчика” предпочтительнее, чем заметить, что ”зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля”, или похвалить, что ”руками Коля очень правильно показывает”.
На занятиях в режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное – не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют И свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придется по душе.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям В избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может навредить. Один ребенок может привыкнуть К подобному обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, будет бояться такого обращения, страшится не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично.
Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.
Во всех случаях - сознание заповеди ”не навреди” и ощущение чувства меры и избытка вашего воздействия на детей - главная наука нашего’ постижения. Лучше воздействовать на ребенка реже но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.
Соблюдение принципов, учитывающих естественные закономерности развития детской психики, поможет самим взрослым повысить свой самоконтроль.
Самоконтроль Взрослого - не только необходимое условие его собственного личностного роста, но и единственная гарантия полноценного развития личности ребенка. Ведь это так легко понять, что любому маленькому существу для его естественного развития необходима атмосфера безопасности, защищенности, отсутствие угрозы нападения или потери поддержки.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Теоретическое
обоснование метода
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.
Что стоит за этими понятиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.
Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти способности, мы чаще всего читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также щедро ограждаем его массой запретов, заставляя соблюдать их под прессом угроз и страха наказания. Способствует ли это повышению произвольности, сознательности, самоконтроля?
Соблюдение запрета из страха - не самоконтроль, а форма самозащиты от грубой агрессии взрослого. Такое послушание родители часто принимают за хороший самоконтроль ребенка, радуясь этому. А естественнее было бы радоваться тому, что ребенок остается ребенком, т.е. сохраняет непосредственность чувств, необузданность желаний, собственную логику суждений и поступков.
Сама природа определила свойство детства – отсутствие возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время - тринадцать-шестнадцать лет - созревание механизмов произвольной саморегуляции. И если бы большинство взрослых это понимали, то могли бы сделать счастливее жизнь свою и своих детей.
”Убери за собой игрушки”,- говорит мама двухлетнему ребенку и уходит в кухню. Она думает, что малыш способен Эту задачу, во-первых, сделать для себя интересной и желанной, во-вторых, решить самостоятельно, преодолев помехи и соблазны, возникающие на его пути: наткнулся на интересную коробку, услышал чириканье птички за окном, потерял из виду кубик и т.п. Необходимое для такой задачи совершенство произвольной психической саморегуляции ребенку еще просто не доступно, а требование мамы несоизмеримо с его возможностями.
Возможно ли способствовать росту произвольности психической саморегуляции у детей?
Еще Сеченов сожалел, что педагоги не умеют развивать в людях способности к произвольности в управлении собой и своим поведением. В психологической науке с тех пор мало изменилось, а в популярной литературе - то обсуждали психологический кодекс строителя коммунизма, сейчас – успешного предпринимателя. В изобилии сборники готовых образцов поведения, воспользоваться которыми мы не всегда в силах.
Есть книги с описанием напряженных педагогических ситуаций с примерами их разрешения, игр, направленных на тренировку отдельных элементов эмоционально-волевой регуляции поведения.
Но частные рецепты не делают воспитателей уверенными в успехе в каждом новом случае. Необходим целостный подход к решению проблемы.
Согласно биологической теории функциональных систем человеческий организм самой природой запрограммирован на путь адаптации к жизни - непрекращающийся поиск приспособительных реакций к изменяющимся условиям. Регулируется этот поиск автоматически, непроизвольно, суммой поступающих в организм ощущений, образов внутренней и внешней сред.
Произвольная регуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых императивов, внутренних планов, представлений конечного результата своих действий - условных заместителей настоящих ощущений или образов. Поэтому развитие самоощущения, самопонимания, самосознания - первый этап тренировки психической произвольности.
Но высокая степень осознанности своих эмоций и поведения еще не означает автоматической власти над ними: можно прекрасно осознавать, что тебя охватывает паника, пересыхает горло, дрожат пальцы, но ничего поделать не можешь. Известны также парадоксы воли: чем больше стараешься уснуть, тем меньше это получается, чем больше пытаешься "быть естественным”, тем напряженнее и неестественнее выглядишь. Поэтому второй этан тренировки психической произвольности - научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении.
Итак, произвольность психической регуляции тем выше, чем болыше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов, и именно эти образы, способные вызвать у человека реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психофизической регуляции.
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во- вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
С возрастом эти способности утрачиваются. Можно полагать, что тренировка механизмов словесно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утрате уникальных способностей детской психики.
Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизическом единстве деятельности организма, как целостной системы (П.К.Анохин.)
Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо одного элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев.
Например, если человека охватило чувство тревоги (эмоциональный
компонент), то оно немедленно вызовет двигательное беспокойство (моторный
компонент) и даже изменение хода и характера его мыслей. (познавательный
компонент)
Знаете ли вы, что если
у ребенка стресс, то он просто не способен воспринимать информацию? А теперь мы
можем понять, как мышечное расслабление(прогулка, массаж) может повлиять на
снижение эмоционального накала и следовательно повысить когнитивные
(познавательные) функции (Примечание А. Синициной)
Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те функции, которые больше подвластны нашему волевому контролю.
Например, ярко представляя себе что-нибудь пугающее (фантазии), можно вызвать у себя чувство страха (эмоция), при этом изменятся наши движения (мимика, жесты, действия).
Для того, чтобы управлять работой своих эмоций, чувств,органов движения, нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно самому человеку не видны.
Значит, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать, сравнивать эти ощущения и уж потом - произвольно менять их характер.
У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции их психической жизни преобладают непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. Ребенок направляет свое внимание туда, где яркие, громкие, новые или необычные стимулы. Он способен продуктивно сосредоточиться лишь на том, чего хочет, что ему нравится, а не на том, что ”надо” нам, окружающим.
По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов, у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием.
Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка.
Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.
Однако можно существенно помочь детям в развитии этого умения, используя механизм функционального психофизического единства: предложите ребенку представить себя тонким, гибким, молодым деревцем, которое стоит на пригорке, подставив свои ветки и листики солнышку, и покачивается во все стороны от ласкового, свежего ветерка - и ребенок сделает плавные наклоны в стороны гораздо легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения за вами. Таким образом, адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным.
Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.
Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить. Например, мама, издерганная своими заботами, спотыкается о разбросанные ребенком игрушки и воздает ему ”по заслугам”, ребенок со слезами кричит ей в ответ: ”Уходи, ты плохая” И мать, ошибочно воспринимая его слова, как проявление злобы и неблагодарности, еше более раздражается: и следует другое наказание.
Что же произошло на самом деле? Мама разрядила на ребенке собственное напряжение. Если бы она понимала свое эмоциональное состояние, то нашла бы для разрядки другой объект - не ребенка. Если бы ребенок сумел назвать, что испытывает, или мать поняла бы в крике ребенка обиду и страх, что его не любят, то нового наказания не последовало бы.
Почему мы бываем неспособными понимать свои и чутко улавливать чужие эмоции? Потому что этому надо тоже учиться. В процессе обыденной жизни осознанйе настоящих эмоций, чувств и стремлений у каждого из нас затруднено, поскольку на некоторые из них наложены запреты общества или личной совести в виде моральных норм.
Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает,
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.),
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие,
- произвольно и подражательно "воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности (т.е. через механизм функционального психофизического единства).
Например, нелегко справиться ребенку с усталостью и унынием, когда дорога к дому далека, ноги едва волочатся, и хочется есть и пить. Но настроение можно поднять и сил прибавить, если помочь ребенку вообразить себя былинным богатырем, который идет вызволять своих друзей из кащеева плена. И от того, как бодро и мужественно будет он шагать, как настойчиво будет добираться к цели (к дому), зависит жизнь его любимых друзей и успех победы над Кащеем.
Придет время, когда ребенок, теряя силы и надежды в борьбе с трудностями, научится сам воодушевлять себя яркими образами.
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт.
Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
- улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния,
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать-прочуветвовать его эмоциональное состояние),
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного
проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению в различных по характеру эмоциональных воздействиях. Например, ребенок не научится сопереживать другому малышу, которого дразнят дети, если он сам не побывает в таком же положении, не почувствует его неприятность и обидность, не испытает облегчения от чужого сочувствия. Только тогда он поймет, как подойти и что сказать обиженному малышу, чтобы принести ему облегчение.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Следующей ступенью совершенствования произвольной психической регуляции будет развитие у ребенка навыков контроля поведения.
Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
- определять конкретные цели своих поступков,
- искать и находить, выбирая из множества вариантов, ‘средства достижения этих целей,
- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций,
- предвидеть конечный результат своих действий и поступков,
- брать на себя ответственность.
В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласного со своими желаниями, волей) управления поведением.
Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, являются не всегда продуктивными, иногда - неадекватными, часто - ограниченными нашим собственным опытом и недостатками, поэтому желательна специальная работа с детьми в этом плане.
В обыденной жизни мы лишаем ребенка богатства выбора, и, следовательно, возможности совершенствования его поведения.
Способностью предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности, причем далеко не все. Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собою.
Взрослый, который понимает закономерности развития психики ребенка уже может существенно помочь ребенку в становлении его самоконтроля и произвольной психорегуляции, поскольку сделает более правильными требования к ребенку, изменит взаимодействие с ним так, чтобы способствовать развитию, а не разрушению его психики.
Такой Взрослый не станет ставить перед детьми непосильных задач: держать свое платьице в непременной чистоте, а игрушки - в идеальном порядке; он сам вместе с ребенком будет решать эти задачи, беря на себя часть функций контроля за поведением.
Этот Взрослый не скажет ребенку, что тот ”танцует, как корова на’ льду”, зная, что яркое, образное представление своего тела может усилить и усугубить проявление моторной неуклюжести и скованности. Он будет сравнивать свою дочь только с гордой и прекрасной принцессой, чем поможет ей ”распрямиться” и обрести свободу движений.
Наш Взрослый не потребует от ребенка перестать плакать, когда тот ”давится в слезах”, он постарается расслабить его судорожно сжатые ручонки и напряженное тело ласковыми объятиями, спокойными прикосновениями, или Увлечь его фантазию к другим утешительным или интересным вещам.
Такой Взрослый предоставит ребенку возможность стать на свое место или место другого, чтобы испытать самому отрицательные чувства, которые он порождает в людях своими действиями. А это лучше откорректирует поведение ребенка, чем наказания, оскорбительные замечания, нравоучения.
Конец цитируемого фрагмента. в свое время эта книга "Я Хочу!" Психологическое сопровождение естественного развития детей стала руководством в работе с детьми и воспитании моей собственной дочери.
Надеюсь и тебя, дорогой читатель этот текст сподвигнет пересмотреть свой взгляд на ребенка, свои отношения с детьми (своими и чужими). Буду рада, если ты поделишься статьей в соцсетях.
Этой книги нет в электронном варианте. Я искала. Специально для статьи я отсканировала ее методическую часть. Дарю!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте комментарий