пятница, 9 октября 2020 г.

Как эмоции влияют на память?

 Перевод статьи. Оригинал здесь .

Вопрос о том, как наш мозг запоминает повседневный опыт, интересовал когнитивных психологов и нейробиологов на протяжении десятилетий. Среди целого ряда теорий, пытающихся объяснить, как мы кодируем и позже вспоминаем информацию, было замечено любопытное влияние на кодирование памяти: наше эмоциональное состояние во время происходящего события может повлиять на нашу способность запоминать его детали.



Более того, считается, что эмоции играют определенную роль в определении того, можем ли мы вспомнить сохраненное воспоминание в то время, когда мы пытаемся вернуться к нему. Например, было обнаружено, что уговаривание себя прийти в то же самое настроение, которое мы испытывали, когда были свидетелями какого-либо события, часто положительно влияет на наши шансы вспомнить конкретные детали, относящиеся к нему.

Похоже, что эмоционально заряженные ситуации могут привести нас к созданию более длительных воспоминаний об этом событии. Когда мы испытываем чувство восторга, гнева или другие состояния ума, яркие воспоминания часто оказываются более возможными, чем в повседневных ситуациях, когда мы испытываем мало или вообще не чувствуем эмоциональной привязанности к какому-либо событию.


Результаты ряда исследований показали, что эмоции играют определенную роль на различных специфических этапах запоминания (кодирования) информации, закрепления воспоминаний и во время припоминания переживаний в более поздние сроки. Например, когнитивный психолог Дональд Маккей и команда исследователей попросили участников принять участие в эмоциональном тесте Stroop, в котором они были представлены разными словами в быстрой последовательности. Каждое слово было напечатано другим цветом, и испытуемым предлагалось назвать цвет. Позже их также попросили вспомнить слова после первоначального теста. Маккей обнаружил, что табуированные слова, призванные вызвать эмоциональную реакцию, вспоминаются чаще, чем слова, несущие менее эмоциональные коннотации (MacKay et al, 2004).1

Результаты эксперимента Маккея и других с аналогичными результатами показывают, что эмоциональное состояние в момент восприятия и обработки наблюдения может положительно влиять на кодирование информации в кратковременную или даже долговременную память.

Хотя эмоциональный тест Штрупа демонстрирует эту связь между эмоциями и памятью, роль эмоций давно подозревается.

В 1977 году исследователи из Гарварда опубликовали статью под названием "Воспоминания о вспышках", в которой они отметили, что люди часто способны живо вспомнить, где они были, когда произошло событие, которое было для них важным. Они использовали пример убийства президента США Джона Ф. Кеннеди, но многие люди будут хранить столь же подробные воспоминания о том, что они делали, когда узнали о террористических атаках 11 сентября 2001 года или смерти известного человека, такого как Элвис Пресли или Майкл Джексон. В отличие от фотографической памяти, эти "вспышки памяти"как правило, это происходит только тогда, когда событие ощущается как имеющее особое значение для человека или когда оно вызывает состояние удивления, поддерживая идею о том, что эмоциональное состояние человека во время события может влиять на то, закодировано ли оно как воспоминание или нет" (Brown and Kulik, 1977).2

Теперь идея о том, что мы с большей вероятностью вспомним событие исторического значения, чем обычное наблюдение во время поездки на работу, может показаться очевидной. Убийство Кеннеди часто считается одним из самых значительных событий в истории США 20-го века, даже теми, кто родился после этого события и узнал о нем только на уроках истории. Однако другое исследование, в котором участникам предлагалось заполнить анкеты для оценки их воспоминаний о покушении на убийство Рональда Рейгана, показало, что значимость события, как правило, менее значима, чем эмоции, испытываемые во время кодирования. Пиллемер (pillemer, 1984) обнаружил, что эмоциональное состояние людей, о котором сообщалось во время покушения на убийство, помогало влиять на то, будут ли воспоминания храниться больше, чем на то, будут ли они просто репетировать - обдумывать или обсуждать - воспоминания впоследствии.3

Почему Эмоции Влияют На Память?

Несмотря на все возрастающие свидетельства в пользу роли эмоций в памяти, остается открытым вопрос, почему эмоции, над суждениями которых мы осуществляем больший контроль, влияют на наше кодирование событий таким образом. Какой цели служит способность вспомнить печальный случай, который мы предпочли бы забыть, лучше, чем факты, которые нам нужно выучить для экзамена?

Во-первых, давайте вспомним эволюционную цель, которой служат эмоциональные переживания. Одна теория предполагает, что наша способность испытывать тревожные эмоции, страх и тревогу является наследственной чертой, которая исторически давала нашим предкам преимущество в выживании. Эман и Минека (2001) утверждали, что, поскольку эмоции имеют тенденцию действовать вне нашего сознательного контроля, их интуитивная природа дает нам раннее предупреждение о надвигающихся угрозах или опасностях во внешней среде (Эман и Минека, 2001).4 Например, во время перехода через мощные течения реки чувство страха предупреждает нас об опасности для нашей жизни и помогает нам обратить внимание на опасности. Отрицательные эмоции могут также удерживать нас от участия в такой деятельности в первую очередь! Точно так же чувство счастья, создаваемое безопасной средой, такой как дом, теплый и свободный от угроз, может побудить нас продолжать избегать риска, адаптивное поведение.

Внимание, эмоции и память

В то время как эмоциональное искажение кодирования и припоминания памяти, по-видимому, контрпродуктивно для поддержания точного представления о внешнем мире, их влияние может быть лучше понято с точки зрения того, как оно влияет на наше внимание и как объект нашего внимания, в свою очередь, влияет на то, что кодируют наши воспоминания.

Исследования показывают, что наш мозг с большей вероятностью фокусируется на эмоционально значимых стимулах. Это было продемонстрировано в исследовании, в котором участникам был показан контрольный набор эмоционально нейтральных образов с изображениями, такими как те, которые изображают различные травмы, вызывающие эмоциональную реакцию. Schupp et al (2007) обнаружили, что внимание испытуемых повышается, когда им демонстрируются эмоциональные образы, предполагая, что наше внимание инстинктивно притягивается к эмоциональным субъектам.5

Поскольку мы склонны вспоминать, сосредоточившись на наблюдении и развивая его, это может помочь нам понять, почему эмоции влияют на воспоминания.

Хотя эмоции могут привлекать наше внимание к предметам, их влияние на наше сознательное восприятие мира на этом не заканчивается. После переключения нашего внимания с одного предмета на другой может произойти кратковременное явление, известное как морганиевнимания, во время которого мы не можем полностью сосредоточиться на втором раздражителе.

В результате мы можем помнить что-то менее хорошо, если мы были сосредоточены на чем-то другом непосредственно перед этим. Исследования показали, что в этом внимательном моргании присутствует эмоциональная составляющая.

В одном эксперименте исследователи смогли ограничить способность участников запоминать нейтральную информацию, представив им эмоциональные стимулы очень скоро (Smith et al, 2006).6

Эффект Конгруэнтности Настроения

Фокус внимания человека неизбежно влияет на то, что он помнит во время переживания, но эмоции, по-видимому, влияют на кодирование памяти более глубоко, чем просто привлечение внимания к конкретному эмоциональному предмету над нейтральным.

Ваше эмоциональное состояние в момент события может помочь определить, будут ли ваши наблюдения во время него сохранены готовыми для последующего воспроизведения.

Одно исследование показало, что участники эксперимента были более способны ассоциировать себя с историями, содержание которых соответствовало их настроению в момент их пересказа. Счастливый человек, например, может больше ассоциироваться с персонажами, которые позитивны и полны энтузиазма, в то время как печальный человек может отождествлять себя с персонажем, который является объектом преследования. Гордон Бауэр, проводивший исследование, обнаружил, что этот эффект конгруэнтности настроения - ассоциация со стимулами, отражающими наше текущее настроение, - влияет на способность людей запоминать информацию (Bower, 1981).7 Результатом этого эффекта является то, что вы можете быть более способны вспомнить, что читали негативный отчет в газете, Если вы были в плохом настроении, а не счастливы, когда читали его.

Роль миндалин

Средства, с помощью которых эмоции могут помочь определить, какие воспоминания обрабатываются, также являются предметом постоянных исследований.

Хотя этот процесс до сих пор до конца не изучен, считается, что гиппокамп и две миндалевидные области мозга играют ключевую роль в обработке как воспоминаний, так и эмоций, и что взаимодействие между ними может усилить связь между памятью и эмоциями.

В одном исследовании, которое использовало томографию для мониторинга миндалевидного тела, была обнаружена повышенная активность при запоминании эмоциональных стимулов, независимо от того, были ли они положительного или отрицательного характера.

Hamann et al (1999) также предположили, что одной из функций миндалины является “модуляция” активности в гиппокампе, которая, как полагают, играет определенную роль в формировании новых воспоминаний (Hamann et al, 1999).8

Репетиция и извлечение информации

Хотя считается, что эмоции влияют на трансформацию событий в воспоминания в момент кодирования, наше настроение при попытке вспомнить события в более поздние сроки может повлиять на нашу способность получить доступ к этим воспоминаниям.

В радостном настроении мы можем лучше вспомнить прошлые события, которые принесли нам радость. Например, находясь на пляже, вы можете вспомнить счастливые воспоминания о незабываемом семейном собрании по поводу негативного события. В противоположность этому, но следуя тому же принципу, находясь в плохом настроении, вы можете легче вспомнить грустные воспоминания. Эта корреляция между нашим настроением в момент припоминания и типом воспоминаний, которые мы способны вспомнить, известна как память, зависящая от состояния настроения.

Джеймс Лэрд из Университета Кларка продемонстрировал этот эффект в серии экспериментов, в которых они были способны искусственно вызывать настроение, изменяя выражения лиц участников соответственно.

Например, когда испытуемых просили изобразить выражение страха, они сообщали об усилении чувства страха. Лэрд и его коллеги-исследователи обнаружили, что индуцированное настроение затем влияет на воспоминания, к которым участник мог получить доступ - кто-то, испытывающий некоторые эмоции, такие как страх, может быть лучше способен вспомнить другие воспоминания о подобных же страшных событиях, чем когда они находятся в более эмоционально нейтральном состоянии (Laird et al, 1989).Это исследование, по-видимому, подтверждает идею о том, что воспоминание часто зависит от состояния настроения.

Эмоции и забвение

Если эмоции помогают определить, закреплено ли воспоминание в долговременной памяти или нет, то представляется столь же вероятным, что эмоции, связанные с воспоминанием, могут влиять на способность человека получить к нему доступ.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых людей в области психологии, исследовавших эмоциональные ассоциации, связанные с воспоминаниями. Фрейд считал, что воспоминания о особенно травмирующих событиях или о тех, которые могут причинить человеку страдания, если на них остановиться, могут быть вытеснены.

Такие воспоминания не забываются полностью, но сознательный ум не может вспомнить их, если, согласно Фрейду, они вызвали чувство вины или стыда. Вместо этого они остаются в подсознании и воздействуют на нас способами, которые мы не осознаем. Например , в ряде исследованийФрейд определил подавленные чувства и воспоминания как источник различных фобий.

Используя регрессию в состоянии гипноза наряду с такими методами, как свободная ассоциация, Фрейд полагал, что эти воспоминания могут быть возвращены в сознание, чтобы человек мог принять их и решить проблемы, связанные с такими вытесненными воспоминаниями.

Розовые Очки? 

Совсем недавно влияние эмоций на воспоминания, которые мы забываем, было идентифицировано в форме смещения исчезающего аффекта. Это предубеждение приводит к тому, что мы склонны забывать воспоминания о негативной эмоциональной валентности и сосредотачиваться на воспоминаниях, которые влияют на нас более позитивно. Идеализированные воспоминания детства, например, могут быть вызваны тем, что наш ум фокусируется на положительных, а не отрицательных событиях, которые произошли во время взросления.

Это смещение аффекта затухания было продемонстрировано в исследовании 2009 года, которое проверило память сотен участников и обнаружило, что воспоминания о положительной валентности, когда они вспоминаются другим, с большей вероятностью остаются доступными, чем воспоминания о отрицательной валентности (Walker et al, 2009).10

Результаты этих экспериментов подтверждают результаты отдельного исследования, в ходе которого сотни монахинь были опрошены относительно предшествующих жизненных событий. Исследователи обнаружили, что чем старше были участники, тем больше они склонны вспоминать воспоминания о положительной валентности, чем о негативных событиях (Kennedy, Mather and Cartensen, 2004).Чем старше мы становимся, тем больше мы можем смотреть на прошлое сквозь "розовые очки".

Эффект подавления эмоций

Могут ли наши сознательные усилия изменить наши эмоции во время события изменить способ, которым они влияют на кодировку наших воспоминаний об этом опыте?

Исследователи из Стэнфордского университета проверили эту идею с помощью экспериментов, в которых участникам показывали различные стимулы, такие как видео. Во время экспериментов некоторых участников просили подавлять свои эмоции и не позволять им проявлять их другим. Затем измерялась их способность вспоминать предъявленные им стимулы. Интересно, что люди, которые пытались подавить свои эмоции, как правило, демонстрировали ослабленную способность вспоминать свои переживания впоследствии по сравнению с теми, кто позволял своему эмоциональному состоянию проявляться (Richards and Gross, 2000).12 Одно из объяснений результатов этого исследования состоит в том, что сознательное сосредоточение и самосознание своего эмоционального состояния может отвлекать человека от наблюдения за окружающей средой, включая внешние стимулы, такие как видео.

Гендерное различие

То, как мы позволяем проявиться знакам наших эмоций, - не единственный фактор, влияющий на связь между памятью и эмоциональным состоянием. Гендерные различия также, по-видимому, влияют на память, причем мужчины и женщины по-разному справляются с эмоциональными воспоминаниями.

фМРТ-сканирование, проведенное на людях, выполняющих наши задачи памяти, находясь в негативном эмоциональном состоянии, выявило различия в том, как мозг обрабатывает информацию во время переживания определенного эмоционального состояния. Сканирование показало, что активность может быть сосредоточена в миндалине, как обсуждалось ранее, у женщин по сравнению с мужчинами (Koch et al, 2007).13

Кроме того, были обнаружены гендерные различия между тем, как обрабатываются воспоминания у мужчин и женщин в эмоциональном состоянии. Сабрина Кульман и ее коллеги провели исследование, которое проверило эффект, который кортизол, который часто высвобождается во время стрессовых переживаний, оказывает на память. Вызвав состояние стресса и выполнив задание по запоминанию, Кульман обнаружил, что высвобождение кортизола оказывает значительное влияние на память участников мужского пола, которое не происходит в той же степени у женщин (Kuhlmann et al, 2001).14

Выводы.

Роль, которую эмоции играют в нашей способности кодировать и запоминать информацию, может показаться неизбежным, неконтролируемым аспектом повседневной жизни. Однако то, как эмоции искажают наше восприятие и воспоминание о реальности, выходит за рамки изучения психологии.

Возьмем, к примеру, показания свидетелей в суде. Такие ценные формы доказательств могут играть ключевую роль в судебном процессе и в обеспечении обвинительных приговоров. В последние годы особое внимание стало уделяться достоверности свидетельских показаний, причем было установлено, что методы допроса и другие факторы иногда влияют на воспоминания свидетелей о событиях.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте комментарий