среда, 23 декабря 2015 г.

Модранихт - Ночь матерей



На вопрос, какой праздник отмечается в Англии в ночь с 24 на 25 декабря, в наши дни все с уверенностью ответят: Рождество.
Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Она называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор.

      Название этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach.
Его первое описание оставил, как часто бывает, его яростный противник — Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своем труде «Об исчислении времен» (De temporum ratione) он писал:

...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, “Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...

Слова эти были написаны в 730 году. А это значит, что спустя четыреста с лишним лет после после появления в Британии первых христиан «Ночь Матерей» все еще оставалась одним из самых важных праздников для англосаксов и составляла серьезную конкуренцию Рождеству.

Что же это был за праздник?

Под обобщенным названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии (на территории нынешней Франции), северных районах Италии, на Иберийском полуострове (на территории сегодняшних Испании и Португалии), в Паннонии (Венгрии и Австрии).


Интересно, что их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Соответственно, это очень древний индоевропейский культ, свойственный народам разных языковых семей.

Эти богини всегда изображаются втроем. Как правило, они привязаны к какому-то определенному месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток.

Часто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чем свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями — например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.

У Ночи Матерей была и пророческая функция — сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.

Но не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с дисами (disir, Idise).

Кто такие дисы? 

Западногерманские idisi, упоминаемые в Первом Мерзебургском заговоре (http://oldrussianmagic.com/index.php?topic=537.0), — по предположениям историков, женщины-воины или духи битвы, подобные валькириям

         Как  пишет Фрейя Асвинн в книге «Мистерии и магия Севера» (http://annablaze.narod.ru/aswinn.htm), дисы и валькирии составляют особый класс существ, приближенных к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. Брунгильду из «Кольца нибелунгов» называют также дисой — в отличие от валькирий, она не бессмертна, однако обладает необычными силами.
В целом дисы — обожествленные предки по женской линии. «Культ дис, — пишет Фрейя Асвинн, — это пережиток более древней матриархальной религии, распространенной в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племен] задолго до зарождения религии асов».

И дисы, и валькирии, подобно норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Валгаллу.

Некоторые считают, что на представлениях о дисах и валькириях повлияли реальные скандинавские женщины, участвовавшие в войнах. В сагах их называют «девы щита» (норвежское skjaldmaer).

Кроме того, дисы ассоциировались с гаданием и колдовством. По-видимому, они были способны налагать оковы страха на врагов и снимать оковы со своих подопечных, пишет Фрейя Асвинн. В исландских сагах дисы являются либо в белых одеяниях — как помощницы, либо в черных — как олицетворение препятствующих сил.

Многое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская елка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа.
Трескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце — Sunna — было женского рода, подробнее здесь (на английском): http://freya.theladyofthelabyrinth.com/?page_id=397)
Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
Часть функций Матерей приняла на себя, естественно, Дева Мария. Так, на Оркнейских островах (Великобритания) ночь с 24 на 25 декабря называется Helya's Night (от holy — «священный»). В эту ночь призывали покровительство «Матери Мэри» (Midder Mary, т.е. Богородицы) на всех детей в доме.

Но еще чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов. Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени Лютцельфрау. Если не оставить ей небольшой подарок — в основном, конфеты, — она устроит беспорядок в доме.

По улицам же в это время бродит ряженая Перхта — одетая в черное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии.Тайные обряды в честь нее проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века.
Перхта была покровительницей прях. В сказках ее описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил ее недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой (да, архаичные представления бывают весьма недобрыми, из песни слов не выкинешь).
Подробнее о ней можно прочесть здесь:
http://en.wikipedia.org/wiki/Perchta
http://belissena.livejournal.com/11430.html
http://kavery.dreamwidth.org/1487209.html

Как легко заметить, во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мертвых.
      Наглядно он воплощен в другом сказочном персонаже — Госпоже Метелице (Frau Holle). Для северной Германии фрау Холле выполняет ту же роль, что Перхта для южной.
Согласно одной из сказок, она награждает трудолюбивую девушку и наказывает ее злую и ленивую сводную сестру. Многочисленные архаичные мотивы данного сюжета сближают фрау Холле с древнегерманской богиней Хольдой, скандинавской Хель — покровительницей мира мертвых, — и славянской Бабой-Ягой, посредницей и проводницей между миром мертвых и живых.


Как и дорога к Бабе-Яге, путь к фрау Холле лежит через колодец (классический путь в загробный мир). У ее дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня — то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству.

Нередко она испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины. Например, в одной сказке рассказывается, как богатый и жестокосердный крестьянин побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питье старухе-нищенке (которой на самом деле была фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание фрау Холле сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.

Католическая церковь так и не смогла побороть этот обычай. «В ночь Рождества Христова они [крестьяне] накрывают стол для Царицы Небесной, которую в народе зовут Фрау Хольда, надеясь, что она поможет им», — жаловался в своих записях один цистерцианский монах в середине XIII века.
        И вы будете смеяться, но добрая фея-крестная из сказки про Золушку — та самая, которая выходит из пламени очага и одним движением руки превращает тыкву в карету, а лохмотья — в роскошное платье, — это тоже она.
И хотя в сказке Золушка едет на бал, а не вылетает из окна, чтобы зимней ночью мчаться по небу, — но мы-то знаем ;))

Как же празднуют Ночь Матерей сейчас?

В наши дни немало женщин в Англии и США отмечают этот праздник, придумывая для него собственные обряды.

Одни зажигают новый огонь, празднуя рождение нового Солнца. Например, ближе к полуночи в доме выключают весь свет, затем зажигают одну большую свечу и от нее — свечи всех гостей. На стол ставят чашу с водой, в которой пляшут отблески пламени, и этой «звездной водой» символически умываются все присутствующие.


Другие в Ночь Матерей пишут имена всех своих бабушек и прабабушек, зажигают свечи для них, рассказывают о них истории, приглашают разделить с собой чашку чая или бокал вина. «Я вяжу крючком, вспоминая, как меня учила этому прабабушка, — пишет хозяйка одного блога. — За работой я читаю молитву, начиная ее со слов: «Я — Сара, дочь Маргарет, дочери Патриции, дочери Маргарет, дочери Элизы, дочери Мэри из Ирландии. Я прошу здоровья для моих любимых. Я прошу исцеления для моей подруги, сражающейся с раком груди. Я прошу утешения для подруги, чья мать умерла год назад. Я прошу сил для моей племянницы, которая в этом году стала матерью... Я молюсь за всех матерей, которые жили задолго до меня, за моих современниц и за тех, кто придет после».

«Я зажгла свечу и мысленно обратилась к моим предкам-женщинам, — рассказывается в другом блоге, — называя по имени тех, кого я знаю, и обращаясь к тем кто жили до них....  А потом кот прыгнул на стол и все испортил! Я успокоила его, и мы просто посидели в тишине».
«Не расстраивайся, — утешают ее другие участницы, — кот просто почувствовал присутствие дис», — и желают ей хороших снов на ближайшие 12 ночей.


Кстати, эти сны нужно обязательно записывать — в эти 12 ночей, начинающихся с Ночи Матерей, грани между мирами особенно тонкие, и сны могут быть вещими.


Также в эти дни принято кормить бездомных, работать волонтером и угощать незнакомых людей. Ведь никогда не знаешь, кто встретится тебе в облике нуждающегося. И когда заглянет на огонек фрау Холле, проверяя, добрые ли люди живут в этом доме :)


Ночь матери — это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года.

Это время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время. Через 12 ночей после этой в свои права вступит новый год. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Все в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.

Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан, весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, чтобы и души, и тела очистились. 


Венок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома. Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности — до 12-й ночи.

Источники: http://femgoddess.livejournal.com/635.htmlhttp://www.calend.ru/holidays/0/0/1196/64/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте комментарий