Всё, что видишь. Всё, что слышишь. Всё, что чувствуешь. Пристально наблюдай за миром. Изучи его, чтобы воспроизвести, когда понадобится.
Не сдавайся! (Skip Beat!)
Начинаем серию публикаций под общим названием "Нескучные уроки". Здесь я буду делиться своим опытом проведения занятий по математике, развитию речи, иностранным языкам, ну и, конечно, живописи.
Поговорим о том, как сделать урок по живописи интересным и рассказать ребенку(или узнать самому) об основах изобразительного искусства на примере цветов.
***
Идея написания "урока" возникла не случайно. Готовились к дочкиному дню рождения по теме "Маленький принц" Антуана Экзюпери и нам понадобились розы для конкурса.
Почему бы не совместить приятное с полезным и не сделать парочку занятий?
О материалах и подготовке к урокам в статье "Учимся рисовать. С чего начать?"
***
Урок 1. Строение цветка. Заливка.
Рассмотрите цветок розы. Отметьте чем он отличается от других цветов, например ромашки, лютика. идеальный вариант - наблюдение в природе. Сейчас зима, найти розу в природе сложновато. Правда можно совершить поход в цветочный магазин. Мы обошлись открытками и фотографиями в интернете. Можно дополнить урок созданием розы из гофрированной бумаги. Так ребенок лучше поймет строение цветка.
Расскажите ребенку немного из "Занимательной ботаники" Цингера А.В.
Можете разделить ботанику и историю. Расскажите на первом уроке о строении розы, ее лечебных свойствах, а интересные факты из истории этого растения приберегите на другой раз.
***
Разные виды диких роз, например наш шиповник, могли привлекать внимание еще первобытного человека. Начало садовой культуры роз теряется в глубокой древности. Может быть, именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты. Бесчисленное множество старинных сказаний и легенд говорит о розах, которые уже тысячи лет воспеваются поэтами на всевозможных языках.Ботаники очень интересуются также дикорастущими розами, дикими предками тех разнообразных пышных роз, которые разводятся специалистами и любителями садоводства. Одной из таких диких роз является всем нам знакомый шиповник. Его ботаники называют по-латыни – роза канина, т. е… роза собачья. Почему – «собачья»? Право, не знаю. Возможно, что это просто взято из старинного народного названия, чтобы подчеркнуть, видимо, что эти розы не имели ничего общего с культурной розой.
У нас на севере встречается, впрочем, преимущественно другой вид шиповника, так называемая роза коричневая (Rosa cinnamomea), по сходству коричневой окраски его коры с цветом корицы (по-латыни растение корицу называют Cinnamomum ).
Всех видов диких роз ботаники насчитывают более сотни. Из них около трети можно найти в Европе, частью, впрочем, это будут розы, завезенные садоводами из Азии и Африки и потом одичавшие на европейской почве. Все дикие розы, как и наш шиповник, в диком состоянии бывают обыкновенно немахровые. Цветки – либо отдельные, более крупные, либо собранные в гроздья, более мелкие, – бывают разных цветов: розовые, пурпурные, алые, бледно-желтые, совсем белые и т. д.
Среди диких роз есть несколько вьющихся. В южных областях нашего Союза – например в Крыму – часто можно видеть живописную картину: какое-нибудь небольшое дерево или кустарник, густо осыпанные цветами опутывающей его вьющейся розы. Ученый ботаник, впрочем, может упрекнуть нас за слово «вьющаяся». Эти розы не вьются, не обвиваются своими стеблями, а лишь цепляются за опоры своими загнутыми книзу шипами. Кстати сказать, для сведущего ботаника ходячая сентенция «нет розы без шипов» далеко не верна: есть виды роз с ничтожными шипами, а есть и совсем без шипов.
Постарайся угадать,
Кто такие братьев пять:
Двое бородаты,
Двое безбороды,
А последний, пятый,
Выглядит уродом:
Только справа борода,
Слева нету ни следа.
Загадайте эту загадку кому-нибудь из любителей роз, чтобы испытать его наблюдательность.
Разгадку дает зеленая чашечка цветка розы. Ее пять зубцов окаймлены выступами и язычками так, что два зубца имеют каемки с обеих сторон, два – совсем без каемок, а у одного – каемка только с одной стороны. Удобство приспособления для цветка, еще прячущегося в бутоне, понятно. Пять каемок закрывают пять щелей. Если бы хоть одной каемки не хватало, одна щель оставалась бы неприкрытой; шестая каемка была бы лишней и могла бы мешать.
Розе нет дела до окружающего, она занята своей «любовью». Она разукрасила и надушила свои цветы совсем не для людей, любующихся ею: ей нужно принимать крылатых насекомых, чтобы они переносили с цветка на цветок, с куста на куст оплодотворяющую пыльцу. Посмотрите: пчелы, шмели, мухи и бабочки – в погоне за капелькой сладкого нектара, сами того не зная, служат любви между цветами Вот в середину цветка влепилась тяжелая блестящая бронзовка! Ну, эта, может быть, и перенесет пыльцу, но больше наделает беды: она бесцеремонно грызет и тычинки, и пестики, и лепестки.
К осени, когда венчики давно опали, наша дикая роза покрывается ярко-красными ягодами. Ученый ботаник нас тут может опять уличить в неточности выражения. Красные «ягоды» шиповника – совсем не ягоды, а лишь ложные плоды: они получились совсем не из тех частей цветка, из которых образуются настоящие плоды. Настоящие плоды розы – это те зернышки, которые находятся внутри оболочки, покрытой красной мякотью. Для кого же так заманчиво краснеют эти «ягоды», издалека видные в зарослях кустов, сбросивших свои пожелтевшие листья? Не для того ли мальчонки, который рвет их, чтобы обгрызть сладкую мякоть? Или для той девочки, которая сделала из них себе бусы? Не для той ли затейницы-хозяйки, которая делает из них оригинальное варенье? Или, может быть, для собирателей полезных лекарственных растений? Ведь «ягоды» шиповника содержат много витамина «С» – ценного лечебного продукта. Но роза, создавая яркую, вкусную приманку, имела в виду, конечно, больше дроздов и соек, чем людей.
***
Сегодня мы обратили внимание на то, что в центре розы скрученный бутон. Внешние лепестки же располагаются по спирали. Рисунок у ребенка может быть слегка утрированным. На рисунке дочки видно, что все лепестки имеют одинаковую форму полукруга.
Приступим к рисованию.
Этап 1. Карандашный рисунок.
Обратите внимание ребенка, чтобы не слишком давил на карандаш, потому что на бумаге остаются вмятины. Держите на готове хороший ластик, чтобы исправить то, что ребенку не понравится.
На первом уроке нам не важна точность, правильность рисунка. Пусть роза выходит косая и кривая. Главное понять закономерность: бутон (скрученные лепестки) в центре, более широкие лепестки по краям. Хвалите себя и малыша за старания!
2 этап: Освоение приема "Заливка"
Суть очень простая: участок рисунка (лепесток) покрывается слоем воды. Приучайте ребенка не брать слишком много краски и воды на кисточку (акварель -не гуашь, любит легкость). Если бумага хорошая, пятно воды будет достаточно сухим, чтобы не вытекать за контур и достаточно влажным, чтобы не впитаться в тот же момент.
По краю лепестка проводим кисточкой с краской, позволяя краске красиво растекаться, образуя более темные участки (тень) и оставляя незакрашенные (свет).
Вот здесь есть видеоурок по заливке (Как нарисовать медузу). Рисование медузы тоже можно освоить с ребенком. Этот урок интересен и тем, что можно работать одним цветом, изучая возможности только одной красочки.
Этап 3: Выделяем тени более насыщенным цветом.
Это мой образец 1 урока. Здесь я показывала как рисуется и заливается роза. Листки бумаги у нас маленькие, потому как для игры нам нужны только бутоны, которые мы в последствие вырезали.
Экономить бумагу не нужно. Возьмите большой лист и пусть ребенок не ограничивает себя в размерах!
Другие статьи из серии "Нескучные уроки" будут опубликованы совсем скоро. Оставайтесь с нами.
Рисуем розы. Урок 2. Тень и свет. Теплое и холодное освещение.
Рисуем розы. Урок 3. Аромат розы и капли росы. Блик и рефлекс.
Рисуем розы. Урок 4. Объединяем знания, играем с цветом. Случайные капли превращаются в росу
Рисуем розы. урок 5. Немного истории. Пестрые лепестки
© Copyright: Анастасия Синицина,2016.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте комментарий