Продолжаем разговор о творческом обучении. В прошлый раз мы говорили о том, какими материалами нужно запастись, чтобы начать рисовать самому или вместе с ребенком.
Первая часть доступна по ссылке: Учимся рисовать. С чего начать?
Сегодня речь пойдет о невидимых аспектах творчества, таких как мышление,восприятие и вдохновение.
Поделюсь опытом.
Моей дочери семь лет.С самого рождения мы воспитывали в ней самостоятельное мышление и креативность, поддерживали ее эксперименты. Старались не навязывать свое видение, насколько это возможно в семье, где и папа и мама художники:) Мы занимались с дочкой творчеством, показывая какие есть техники и что необычного можно сделать из обычных материалов: рисовали морковным соком, лепили, скатывали бумажки, занимались поделками из скорлупы и косточек от фруктов. Подробнее я напишу чуть позже.
Суть одна: не говорить КАК творить. Дочка рисует так, как ей нравится, составляет картинки из любых материалов и находит творческие решения.
Основами изобразительного искусства с дочерью начали заниматься сравнительно недавно, когда она высказала пожелание научиться рисовать. Тогда мы стали говорить о перспективе, пропорциях, тени-светотени и пробовать акварельные техники. О том, как строятся наши занятия будет следующая статья. А сейчас о мышлении.
Мыслю, следовательно существую. Рене Декарт
Мышление - это высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. (с) Ожегов
Творческое мышление основывается на том, что подвергает сомнению ОБЪЕКТИВНОСТЬ реальности, подразумевая что все может быть так, а может иначе.
Другими словами, развивая творческое мышление, вы подразумеваете многовариантность. Каждый родитель сталкивается с тысячей вопросов от своего ребенка. Весь фокус в том, как вы на них отвечаете!
Цветы растут потому что мы им радуемся, или потому что семя упало в землю, проклюнулось и выросло или еще почему?
Есть, конечно, конкретные вопросы, тогда мы стараемся отвечать конкретно. Например: какая это порода?
Многовариантные вопросы можем обсуждать. Сократ утверждал, что в спорах рождается истина. В случае творческого мышления, многовариантная истина рождается в процессе обдумывания и фантазии.
Я смотрю на мир голубыми глазами сквозь розовые очки и мне всё фиолетово…Джаред Лето
Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным. Википедия
Мне всегда было интересно узнать, как другие люди воспринимают окружающий мир. А вам? Видят ли другие зеленый таким же солнечно-теплым, а розовый уютно-нежным? Почему некоторые люди не видят разницы между вишневым и сливовым оттенком, не говоря уже о модном в прошлом году цвете марсала? Почему один пишет картину всеми цветами радуги, а другой только серым?
С раннего детства мы обращали внимание дочери на оттенки неба, снега, листвы. На песок у реки и блики на воде. Название оттенка - это пожалуй единственная тема, на которую у нас в семье могут возникнуть разногласия :) Розовый или персиковый, а может быть цвет топленого молока или бедра испуганной нимфы?
Прогулка для нас -это повод увидеть множество новых аспектов в привычных вещах. Какого цвета сегодня эта крыша?
Итак, два совета для развития творческого воспитания:
1. Воспринимайте и учите ребенка воспринимать мир разнообразным. Позвольте разным аспектам жизни иметь множество причин своего проявления, а людям вокруг быть с большим набором качеств, а не однозначно "плохими" и "хорошими". Отходите от дуальности, перестаньте делить мир на белое и черное, всему давая логическую оценку.
2. Обращайте внимание на цвета и оттенки. Развивайте цветовосприятие. Гуляя с ребенком (или самостоятельно), отметьте каким может быть "белый" снег. Синий, фиолетовый, розовый. Кто больше? Отметьте разницу в тени и на свету. Обращайте внимание на отражения предметов, так называемые рефлексы. Как будет выглядеть желтый лимон на красном? А на зеленом? Поговорите с ребенком о цвете неба, облаков, воды.
Что еще поможет нам быть креативнее?
Творчество как стиль жизни. Воспитываем {в себе} художника.
Мне очень нравится мотивирующее видео от Владимира Соловьева о том, как преодолеть лень. Если видео не просматривается смотрим по ссылке
Бросайте вызов себе и научите этому ребенка. Пусть он спрашивает себя: а что получится, если сделать вот так? В принципе, все дети от природы жадны до впечатлений и ощущений. Все бы им куда-то лезть, исследовать, познавать. Подкладывайте дров в этот огонь исследовательской страсти.
4. Экспериментируйте. Разные техники и материалы, разные стили. Посмотрите как много художников и у каждого свой стиль, своя уникальность, свое восприятие! В своих статьях я буду делиться с вами техниками, которые можно освоить с ребенком.
5. Не оставляйте попыток. В книгах по бизнесу на каждом шагу встречается мысль о том, что опыт- сын ошибок. Если у тебя не было ошибок, значит ты мало делал. Применимо и в творчестве. Помните, о законе больших чисел: чем больше проб - тем ближе успех
6. Удовольствие и радость. Пожалуй, их нужно поставить на первое место в списке необходимых аспектов творчества. Творчество неотделимо от вдохновения и радости. Когда вас зажгло, чувствуете необъяснимую тягу. Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении. Вашем и его. Не стоит заставлять ребенка лепить, если ему не хочется. Когда я вела индивидуальные занятия, деткам иногда вообще не хотелось лепить или рисовать. В тот день мы просто прыгали как зайки или пели песни. Если у вас нет настроения, также лучше отложить занятия. Очень легко убить в ребенке желание чем-либо заниматься, когда вас всё и вся раздражает. Творчество должно стать таинством.
Можете создать что-то типа ритуала. Когда вы достаете из тайного места краски и кисти, готовите бумагу, включите приятную волшебную музыку. Поиграйте с ребенком, как будто вы пришли в гости к сказочной кисточке, которая будет рассказывать вам истории.
7. Будьте любопытны. Жизнь - это вечный поиск. Учитесь. Особенно когда накрыло Особенно когда кажется, что ничего не получается. Найдите уроки, мастер-классы и освойте что-то новое. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Поощряйте любопытство в детях. а что будет если налить краски и слепить два листа? А если дуть из трубочки?
8. Ищите вдохновение. Вдохновляйте ребенка природой, музыкой, другими видами творчества. Рисуйте героев любимых книг и мультиков. Копите впечатления от поездок, прогулок, фильмов и книг. Делайте мысленно снимки понравившихся мест и событий. Конечно, сейчас можно сфотографировать все, что происходит в жизни. но мне кажется, что это убивает все удовольствие.
9. Хвалите. Повесьте рисунки на видном месте в доме и показывайте гостям. Но без ажиотажа, чтобы поощрение не стало ведущей составляющей в творчестве. Все таки, на первом месте должно стоять удовольствие от рисования. см пункт 6.
Напишите в комментариях, какие качества вам помогают быть более творческими? Как вы воспитываете творчество в своем ребенке?
В следующей статье Вы узнаете, как построить уроки-занятия с ребенком, чтобы было интересно, на примере рисования роз акварелью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте комментарий