суббота, 10 октября 2020 г.

Память, тело и эмоции. Повышение эффективности всех видов терапии

 Автор: Радж Сельвам последователь Интегральной соматической психологии. Оригинал статьи здесь

Связь между познанием и телом

То, что входит в определение познания, зависит от исследовательской традиции. В широком смысле это понятие включает в себя внимание, фокус, восприятие, символику, язык, категоризацию, контекстуализацию, ассоциацию, воображение, память, воспоминание, логику, умозаключение и значение. Согласно теориям воплощенного и встроенного подходов к познанию (Colombetti, 2014) и воплощенной философии разума (Johnson, 2017), все эти аспекты познания затрагивают не только мозг, но и все тело, поскольку оно взаимодействует с окружающей средой (телом).

В ряде экспериментов было установлено, что изучение простых явлений, таких как распознавание букв в детских садах, а также изучение сложных явлений, таких как физический закон инерции в университетских классах, заметно улучшается, когда тело и окружающая среда более вовлечены в процесс обучения (Beilock, 2017). Поэтому любой аспект познания, начинающийся с внимания, нельзя понять, просто изучая мозг. Работа с телом по отношению к его окружающей среде в дополнение к обычной работе с мозгом улучшила бы все вышеупомянутые когнитивные результаты в терапии.


В прошлом были сделаны открытия, которые связывают познание с телом в телесно-ориентированных психотерапиях. Юджин Гендлин (1998), философ, ставший психологом и основоположником фокусирующей терапии, продемонстрировал в ходе экспериментов в Чикагском университете, что люди, которые вовлекают тело, осознавая телесные ощущения время от времени, лучше решают когнитивные проблемы, чем те, кто этого не делает.

Бодинамический анализ (Marcher & Fisch, 2010), датская система телесной психотерапии с эмпирически полученной картой психологических функций мышечной системы, выявил несколько мышц в различных частях тела, таких как сгибатели пальцев рук и ног, которые опосредуют когнитивную обработку в мозге.

Связь между познанием и эмоциями

Ряд недавних исследований в области овеществленного познания, основанных на физиологии мозга (Colombetti & Thompson, 2008; Johnson, 2007), показали, что все аспекты познания (начиная с первоначальных решений, определяющих, на какие аспекты окружающей среды мы обращаем внимание еще до того, как наши чувства вовлекают окружающую среду в восприятие) опосредованы, подвержены влиянию или даже инициированы аффектом (мы здесь используем термины аффект, эмоция и чувство свободно, чтобы означать одно и то же). Новое неврологическое доказательство заключается в наблюдении либо одновременной активации известных когнитивных и аффективных областей мозга, либо активации аффективных контуров до активации когнитивных контуров, наблюдаемых во время когнитивных экспериментальных задач, либо перекрытия в областях мозга, участвующих в когнитивных и аффективных функциях.

Доказательством причинной роли аффекта в познании служит открытие, что существует больше путей от областей мозга, имеющих отношение к аффекту, к областям, имеющим отношение к познанию и поведению, чем наоборот (Barrett, 2017). В то время как более ранние исследования, представленные Дамасио (Damasio, 1994), показали важность эмоций в понимании и работе с поведением, продолжающиеся исследования воплощенного и встроенного когнитивного и энактивного и воплощенного подходов к эмоциям показывают важность эмоций и их воплощения в понимании и работе с когнитивным поведением.

Связь между познанием, эмоциями и телом

Роль всего тела в создании эмоциональных переживаний хорошо документирована (Barrett, 2017; Damasio, 2003; Pert, 1999). Однако лишь в последнее время вовлечение тела в эмоции стало использоваться для установления связи между познанием и телом. То есть эмоция обеспечивает одну возможную связь между познанием и телом (а поведение обеспечивает другую возможную связь между познанием и телом). В экспериментах, где лицевые мышцы, которые, как известно, играют важную роль в эмоциях, так или иначе отключаются, когнитивные процессы, такие как импринтинг и воспоминание эмоций и их контекстов, значительно нарушаются (Niedenthal, 2007).

Открытие, что все тело вовлечено в эмоциональные переживания, сообщает нам, что наше понимание эмоций было бы более полным и что наша работа с эмоциями более эффективна, если бы в нее было включено больше тела. Такие открытия Ниденталя, которые объединяют эмоции, познание и тело, сообщают нам, что нам нужно работать с телом конкретно в отношении эмоций и их доступности для улучшения когнитивных результатов.Они также сообщают нам, что познание пострадало бы, если бы роль тела в эмоциях уменьшилась.

Взаимосвязь между эмоциями, поведением и телом

Прошлые исследования эмоций Дамасио (Damasio, 1999), обнаружили существенные доказательства того, что эмоции, вопреки общепринятому мнению, что они иррациональны и мешают рациональности познания, улучшают адекватность поведения человека, улучшая генерацию поведенческих альтернатив и выбор наилучшего образа действий в любой ситуации.  Эти результаты также косвенно свидетельствуют о том, что люди лучше понимают контекст, в котором они находятся (когнитивно лучше понимают ситуации), чтобы действовать более адекватно в них, когда они имеют доступ к эмоциям, чем когда они этого не делают.  Роль тела в поведении, выражении и действии очевидна.

Отношения между познанием, эмоциями, поведением

Исследования показывают, что эмоции и познание настолько тесно переплетены в мозге и теле, что они практически неразделимы, когда возникают в теле, даже если они могут быть несколько дифференцированы в опыте как отдельные явления. В каждый момент аффективное состояние организма управляет всеми аспектами его познания, начиная с того, на что организм обращает внимание в своей окружающей среде. На самом деле, Дункан и Барретт (2007) заходят так далеко, что утверждают, что аффект-это форма познания.

Аналогичные наблюдения можно сделать и в отношении между поведением и эмоциями. В каждый момент времени организм находится в основном аффективном состоянии, определяемом в терминах валентности (хорошая или плохая) и в терминах возбуждения (высокая или низкая). И каждый поведенческий импульс имеет свою основу или движущую силу, по крайней мере, это основное состояние аффекта, поэтому аффект и поведение также неразделимы, поскольку они возникают в мозге или теле, даже если они могут быть несколько дифференцированы в опыте как отдельные явления. Описание эмоций как энергии в движении и недавний "активный подход" к эмоциям, предложенный Хуфендиком (Hufendiek, 2016), являются попытками рассмотреть конечную неразрывность поведения и эмоций.

Исследование воплощенного познания устанавливает связь между познанием и телом, устанавливая связь между познанием и поведением. Все формы поведения, выражения и действия связаны с телом. Ранее мы видели, что изучение как простых, так и сложных явлений облегчается или тормозится поведением тела. Что же касается неразрывности познания и поведения в физиологии, то даже восприятие, акт познания, теперь рассматривается как действие (поведение) и потому практически неотделимо от него (Creem-Regher & Kunz, 2010). Кроме того, интенциональность в поведении есть смысл (познание), и она неотделима от акта.

Нераздельность аффекта и познания, аффекта и поведения, познания и поведения, а также первичная роль, которую играет аффект в опосредовании как познания, так и поведения, делают эти три понятия неразделимыми, поскольку они возникают в организме, даже если они могут быть несколько разделены в опыте.

Последствия для практики психотерапии

Психотерапия, как правило, специализируется на работе с когнитивными процессами, аффектами или поведением, обычно фокусируясь на одном больше, чем на двух других. Поскольку мы теперь знаем, что эти три элемента практически неразделимы,  сфокусированная работа над любым из элементов также повлияет на два других элемента.

Однако для того, чтобы обеспечить наилучшие результаты терапии, эти новые открытия предполагают, что мы должны 

1) Работать с познанием, аффектом (эмоциями) и поведением(телом, движением) в непосредственной близости или ассоциации друг с другом и вовлекать как можно больше тела, поскольку все три, как теперь известно, вовлекают все тело; 

2) работать особенно с аффектом (эмоциями), потому что теперь известно, что аффект играет основную роль во влиянии или даже инициировании познания и поведения.; 

3) Работа с аффектом в отношении как можно большей части тела, поскольку аффект потенциально является феноменом всего тела, и мы знаем из телесной психотерапии и психиатрии, что подавляющий и невыносимый аффект может привести к физиологическим защитам в мозге и теле, ставя под угрозу их доступность для познания, аффекта, а также поведения.

Эмоциональные трудности часто, если не всегда, являются причиной защитных реакций в физиологии мозга и тела. Последующее снижение доступности эмоциональной информации в организме из-за таких защит может поставить под угрозу не только результаты в аффективной сфере, но и в когнитивной и поведенческой сферах, которые, как мы теперь знаем, сильно зависят от аффективной сферы и неотделимы от нее. Отключение организма из-за физиологической защиты от эмоций может также поставить под угрозу когнитивные способности и поведение, которые, как теперь известно, зависят от всего организма не только через вовлечение аффекта.

Чем более доступна эмоциональная информация в максимально возможной части тела, чем более она регулируется, чем более терпима и в течение более длительного периода времени , тем выше вероятность того, что тело открыто и доступно для участия в когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессах; и тем выше вероятность улучшения когнитивных, аффективных и поведенческих результатов во всех модальностях терапии. 

На основе личного опыта и предыдущих статей (как научно-доказательной базы) я провела эфир, где рассказываю о связи тела, эмоций и познания. Эфир здесь 

Присоединяйся к моему Инстаграм, чтобы быть в курсе новостей, тренингов и прямых эфиров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте комментарий